Выберите ваш регион Москва Санкт-Петербург
  1. Клининг помещений Узнать больше
  2. Аутсорсинг персонала Узнать больше
  3. Аутстаффинг персонала Узнать больше

Категории персонала — критерии деления

Успешность компании определяют два момента — умение управлять и наличие необходимых специалистов. Для осмысленного формирования штатного расписания введены категории персонала организации. Классификация рядовых работников и руководства имеет понятные критерии, закрепленные нормами права РФ.

Категории персоналаПерсонал предприятия или учреждения — это люди, занимающие определенные должности, согласно штатному расписанию. Для эффективной деятельности трудовые ресурсы должны быть достаточными, но не избыточными.

То, на какие категории разделяется персонал, для компании имеет практическое значение. Сообразно делению определяется важность должности и размер вознаграждения за труд.

Категории персонала — определяющие признаки

К персоналу компании относятся все сотрудники, перечисленные в штатном расписании. Важным критерием является трудовой договор, наличие социальных и трудовых гарантий, подчинение единому распорядку работы. Внештатные сотрудники к персоналу не относятся.

Персонал делится на категории по следующим признакам:

  • имущественное отношение — хозяин, наемный работник, соучредитель;
  • отношение к производственному процессу — рабочий, служащий;
  • уровень образования;
  • квалификация — категория, разряд, должность;
  • профессиональная подготовка.

Обратите внимание! Различные категории имеют не линейную, а иерархическую структуру.

Аутстаффинговые компании позволяют варьировать численность официального персонала, оставляя кадровый потенциал неизменным.

Рабочие

Основу предприятия составляют люди, участвующие в производственном процессе — рабочие. Это сотрудники, деятельность которых связана с физической нагрузкой, с ручным трудом.

Основные категории персонала, задействованного в изготовлении товара, делят на:

  • Основной — профессиональные рабочие, которые производят товарно-материальные ценности (токари, строители, шахтеры).
  • Обслуживающий — работники, которые обеспечивают условия для деятельности основных рабочих.

Дальнейшее деление у основных рабочих идет по уровню квалификации и разряду в профессии.

Обслуживающий персоналОбслуживающий персонал делят по роду работ:

  • ремонтники — рабочие, следящие за станками, механизмами, инструментами, оборудованием;
  • снабженцы — ответственные за поставку сырья, комплектующих;
  • работники, создающие условия для обеспечения производственного процесса — уборщики, специалисты, обслуживающие коммуникации.

Обслуживающий персонал — это работники, которые не влияют на конечный продукт. Аутсорсинг сотрудников этой сферы приносит наибольшую выгоду. Высвобождаются руководители среднего звена. Уменьшается нагрузка на служащих предприятия. Рокировка позволяет сменить налоговый режим, сократить расходы на администирование.

Служащие

Офисные работники, которые занимаются умственным трудом, относятся к категории служащих. На промышленном предприятии это бухгалтерия, юристы, менеджеры, технические специалисты, управленцы.

К категории служащих в непроизводственной сфере относятся:

  • работники государственных ведомств;
  • военные;
  • персонал торговли и общепита, не занятый физическим трудом (например, повар — это рабочий, а кассир — служащий);
  • сотрудники учреждений здравоохранения, образования;
  • сфера услуг, не подразумевающая физическую нагрузку.

Полный перечень профессий, с разделением на рабочих и служащих, официально отражен в Классификаторе профессий и должностей, утвержденном правительством РФ.

Смотрите также
  • 29/08/2019 Подбор персонала через аутсорсинговые услуги
  • 29/08/2019 Как найти сотрудников для магазина
  • 29/08/2019 Быстрый найм персонала — как лучше?