Выберите ваш регион Москва Санкт-Петербург
  1. Клининг помещений Узнать больше
  2. Аутсорсинг персонала Узнать больше
  3. Аутстаффинг персонала Узнать больше

Вспомогательный персонал

Нормативные акты трудового законодательства РФ не содержат критериев деления должностей на категории. Кто относится к вспомогательному персоналу, определяет профиль предприятия и руководство. Разделение работников на категории условно, но имеет практическое значение для управления кадрами. Вспомогательный персонал опосредованно влияет на получение прибыли и первым попадает под увольнение в кризис.

Потребность в работниках

Вспомогательный персоналПерсонал предприятия или учреждения — это люди, занимающие должности согласно штатному расписанию. Для получения прибыли трудовые ресурсы должны быть достаточными, но не избыточными.

При формировании штатного расписания необходимо понимать:

  • какие функции, в каком количестве должны исполняться ежедневно;
  • какое число работников это осуществит (согласно нормам выработки);
  • кто и как будет контролировать процессы;
  • потребность в управлении, планировании;
  • обслуживающие процессы — специалисты, их количество.

После создания понятной структуры производственных и обслуживающих процессов, переходят к определению личного состава. Расчет численности проводят с учетом категории позиции.

Основной и вспомогательный персонал

Кто входит в группу вспомогательного персонала зависит от производственного процесса. В промышленности — это работники, которые не участвуют в выпуске товаров, обеспечивающих доход предприятия. Их функции можно назвать второстепенными, направленными на поддержание жизнедеятельности самого предприятия.

Вспомогательный персонал организаций определить сложнее. Здесь «продуктом» является интеллектуальный продукт, который измерить количественно невозможно.

Для определения вспомогательных должностей используют следующие признаки:

  • участие в обслуживании основных процессов;
  • влияние на деятельность компании;
  • критичность ротации.

Обратите внимание! Невозможно абстрактно выделить список профессий, которые относятся к вспомогательным.

Например, для большинства компаний клининг является обслуживающей сферой. Однако в фирме, оказывающей услуги аутсорсинга, мастера по уборке — главный персонал.

Неверно относить к второстепенным позициям неквалифицированный труд. В IT компании второстепенными будут управленческие должности, кадровики и даже юристы.

Административно вспомогательный персонал характерен для бизнес-процессов и научной деятельности.

Административно вспомогательный персонал

Как определить вспомогательный персонал

Существуют критерии, по которым персонал на каждом предприятии делят на основной и вспомогательный. Отталкиваются от особенностей структуры организации, направления ее деятельности.

Отличительные признаки вспомогательного персонала:

  • Сокращение работников не остановит рабочий процесс. Часть функционала безболезненно делегируют другим сотрудникам. Должность можно сократить или уменьшить нагрузку до совмещения.
  • Вспомогательные позиции можно назвать обезличенными — ротация не влияет на эффективность выполнения работ.
  • Для второстепенных должностей характерна высокая текучесть кадров. Минимальная оплата, отсутствие конкуренции при отборе снижает приоритет позиции, ее ценность в глазах соискателя.
  • При передаче в аутсорсинговое агентство вспомогательный персонал приносит наибольшую выгоду.
  • Отчетность по труду выделяет неосновные позиции в отдельную графу.

Руководство отдельных ведомств самостоятельно принимает нормативные акты, определяющие порядок отнесения работников к главной и вспомогательной сфере деятельности.

Вспомогательный персонал — примеры профессий

Для того чтобы лучше понимать кто входит в неосновную сферу деятельности, рассмотрим примеры вспомогательного персонала по отраслям.

Государственные структуры:

Хозяйственно технические работники

  • Учреждения образования. Основное направление работы — оказание образовательных услуг. К неосновным позициям здесь относят хозяйственно-технических работников. В школах это библиотекарь, завхоз, работники столовой, уборщицы — все, кто не учителя и не администрация. В высших учебных заведениях список вспомогательных должностей пополняют инженеры-лаборанты, системный администратор, техники.
  • В здравоохранении ситуация похожая. К вспомогательным относят должности, которые «не врачи». Средний и младший медперсонал имеет обезличенные позиции и не влияет на факт оказания услуги. Хозяйственная часть, клининг, обеспечение расходными материалами — все эти сферы деятельности в медицине являются вспомогательными.
  • Силовые структуры имеют более четкое разделение функционала, поскольку введены гражданские должности на вспомогательные позиции. К неосновным здесь относят и административные должности.

Влиятельность позиции в деятельности частной фирмы определяется направлением. Например, завод по производству кирпичей имеет собственный детский сад. Работники детсада будут на обслуживающих должностях. Если лицензионные образовательные услуги оказывает частный детский сад, то к неосновным профессиям здесь отнесут только хозяйственную сферу и снабжение.

Как видно из приведенных примеров разделение персонала на категории является условным. Цель — повышение эффективности управления предприятием.

Смотрите также
  • 29/09/2019 Категории персонала
  • 29/08/2019 Подбор персонала через аутсорсинговые услуги
  • 29/08/2019 Как найти сотрудников для магазина