Выберите ваш регион Москва Санкт-Петербург
  1. Клининг помещений Узнать больше
  2. Аутсорсинг персонала Узнать больше
  3. Аутстаффинг персонала Узнать больше

Оценка персонала

Оценка персонала в компании помогает улучшить её деятельность и оптимизировать рабочий процесс. Это система критериев и параметров, по которым оцениваются работники и их соответствие занимаемым позициям. Определяются их навыки и умения, выполняемые функции и эффективность работы. Такая проверка проводится в отношении каждого сотрудника и всего коллектива.

Оценка персоналаКогда проводят оценку рабочего персонала:

  • при текучке кадров;
  • при снижении производительности труда;
  • при внедрении новой системы управления;
  • при новом руководстве;
  • при жалобах работников.

Тестирование персонала стоит проводить регулярно. Занимается этим кадровая служба. Могут привлекаться специалисты со стороны, например, из аутсорсинговой компании.

Зачем нужна оценка персонала

Она выгодна работодателю и работникам.

Преимущества для работодателя:

  • определение профессионального уровня кадров;
  • выделение тех, кто приносит максимальную пользу;
  • поиск «балластных» позиций или новых вакансий для заполнения;
  • мотивация персонала.

Для сотрудников тоже есть плюсы оценки:

  • признание профессиональных заслуг;
  • адекватное определение соответствия занимаемой позиции, возможные кадровые перестановки, карьерный рост;
  • определение критериев, к которым стоит стремиться.

Проведение оценочных мероприятий позволяет наладить организованную работу с персоналом. Итогами такой деятельности будут:

  • планирование: выяснится, каких работников не хватает, кого нужно привлекать;
  • обучение и повышение квалификации: чей уровень нужно повысить, как это сделать, в какие сроки и т. д.;
  • создание кадрового резерва;
  • оптимизация рабочего процесса: на основании тестирования будут разработаны стандарты работы, определены показатели эффективности, которых нужно придерживаться;
  • повышение трудовой дисциплины;
  • разработка системы мотивации и поощрения.

Главный результат — создание коллектива, который будет работать для достижения общей цели, повышения прибыли.

Критерии оценки персонала

Критерии оценки персоналаЧто именно оценивают? Есть ряд показателей, которые нужно определить.

Профессиональные навыки. Это так называемые hard skills — то, что человек знает и умеет, чтобы занимать свою позицию в компании. Профессионализм проверяют тестами и экзаменами, привлекая к анализу экспертов именно в этой области.

Личностные навыки. Это soft skills — умение человека общаться, взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами, партнерами. Сюда же относятся лидерские качества.

Числовой анализ. Устанавливаются показатели, к которым стоит стремиться. Это план продаж, оборот, рост прибыли, количество заключенных договоров и прочее. Оценивается то, насколько работник приблизился к этим показателям. Если они не достигнуты, надо разбираться, почему так происходит.

Методы оценки

Существуют количественные и качественные методики оценки персонала, а также комбинированные.

Качественные методы:

  • исполнение поставленных перед ним задач, то есть справляется ли работник со своими должностными обязанностями;
  • матричный способ: сотрудник сравнивается с идеальным образцом;
  • всестороннее оценивание работника с привлечением к обсуждению коллег, начальника и т. д., может проводиться в форме дискуссии;
  • по произвольным характеристикам: выделяются сильные и слабые стороны.

Методы оценкиКоличественные методы:

  • балльный — выставляются баллы за профессиональные достижения и суммируются за определенный временной промежуток;
  • свободный балльный — оцениваются не только и не столько профессиональные успехи, а качества, которые приняты за критерии;
  • ранговый — составляется рейтинг работников по их эффективности.

Комбинированные способы сочетают достоинства обоих видов оценки. К ним относится методика суммирования оценок, когда оценивается каждое качество сотрудника и выводится средний показатель. Затем он сравнивается с «идеальным» работником. Ещё один способ — группировка. По результатам оценивания сотрудники группируются от аутсайдеров до лидеров.

Анализ современной организации

Чаще всего для оптимизации бизнес-процессов применяют аттестацию, деловые игры и организуют ассесмент-центр. Что означают эти методики:

  1. Аттестация — проведение экзаменов и тестов для работников, чтобы определить уровень квалификации, знания, умения, навыки, профессиональные достижения за период времени. Аттестацию устраивают регулярно. Её не проводят для вновь нанятых работников и беременных женщин. Руководители в ней также не участвуют.
  2. Деловые игры проводят, чтобы инсценировать рабочие ситуации и проверить действия сотрудников в них. Во время игр проходит не только проверка, но также обучение работников.
  3. Ассесмент–центр — это комплексная проверка. Она занимает несколько дней. Методы и этапы разные, зависят от цели проверки. Участникам предлагают тесты, упражнения, игры, кейсы. Проводят дискуссии и интервью. За всем этим наблюдают организаторы и выносят свой вердикт по итогам всего мероприятия.

Существует ещё один вариант оценки эффективности – на основании ключевых показателей эффективности — KPI. Разрабатываются эти самые показатели: для всего коллектива и индивидуальные. Они должны быть прозрачными и понятными для всех.

Этапы работ

Система анализа работы персонала применяется на разных этапах работы с кадрами.

Этапы работНа стадии подбора работников выбираются лучшие кандидаты. На этом этапе подбор и оценка заключаются в проверке профессиональных и личных характеристик на основании резюме, данных с прошлых мест работы, интервью, тестов, разговоров с соискателями.

В период адаптации вновь принятых работников производятся наблюдение и опросы. Когда человек влился в коллектив, используется метод KPI: за ним наблюдают, оценивают по основным критериям.

Даже при увольнении производится оценка персонала. Выявляются причины, по которым работники уходят. Оценивается, насколько компания проигрывает или что приобретает с уходом каждого сотрудника, как это оздоравливает коллектив и улучшает работу.

Оформление и анализ результатов

Все оценочные мероприятия можно разделить на регулярные или разовые. Если в компании есть HR-департамент, то систему разрабатывает и внедряет он. Можно заказать такие услуги в сторонней компании. Если предприятие привлекает работников на условиях аутсорсинга персонала, то рационально заказывать проверку их работы в этой аутсорсинговой компании.

При качественной проверке на каждого работника составляется характеристика. Работодателю предоставляются сводные таблицы, отчеты с результатами, рейтингами, баллами. Выводятся рекомендации по каждому сотруднику: его перспективы в компании, польза и результативность.

Результаты количественной оценки стоит сделать публичными, а качественной — должны быть строго конфиденциальными. Доступ к ним должен быть только у кадровой службы и руководителя, экспертов. Кадровые решения по итогам проведенных мероприятия принимает руководство компании. Это могут быть увольнения, перестановки, направление на учебу, прочие варианты. Проверка не должна стать поводом для репрессий. Она — способ понять, кто и как работает в компании, приносит ей пользу и при этом растет профессионально, а кто — засиделся на одной позиции и не может проявить себя.

Проводить оценку персонала и не принимать никаких решений по её итогам — нельзя. «Для галочки» такие мероприятия не проводятся, так как затрачивают время, усилия, финансы, отвлекают кадровиков и работников.

Смотрите также
  • 28/02/2020 Кто такой HR-менеджер
  • 31/01/2020 Рекрутинг
  • 15/01/2020 Рекрутмент