Выберите ваш регион Москва Санкт-Петербург
  1. Клининг помещений Узнать больше
  2. Аутсорсинг персонала Узнать больше
  3. Аутстаффинг персонала Узнать больше

Методы подбора персонала

ОтборТехнологии поиска, подбора и отбора кандидатов на вакансии призваны привлечь достойных сотрудников. От их квалификации и качестве зависит успех бизнеса.

Цели отбора персонала:

  • формирование адекватного, работоспособного коллектива;
  • должная мотивация работников;
  • эффективность работы, взаимодействия всех служб на предприятии;
  • увеличение прибыли, доходов.

Только грамотно сформированный коллектив, состоящий из профессионалов, приведёт компанию к поставленной цели. Задача кадрового подразделения — подобрать таких работников, используя современные технологии подбора персонала в организации. Если кадровая служба на предприятии отсутствует или не справляется с подбором, делегировать эти функции можно аутсорсинговой компании.

Способы набора персонала

По месту поиска он бывает:

  • внутри коллектива: на вновь открывающиеся вакансии приглашают уже работающих на предприятии, также учитывают рекомендации работников и приглашают, например, их знакомых и родственников; метод хорош повышением мотивации и отсутствием проблем адаптации, но важно не допустить кумовства;
  • внешний: привлечение кадров по объявлениям, при помощи кадровых агентств, на досках объявлений или ярмарках вакансий, на конференциях, выставках, аутсорсинг персонала.

Внешний поиск — более сложный. Приходится просматривать, а затем отсеивать большое число претендентов. Затем можно найти достойных кандидатов. Для внешнего поиска новых работников есть четыре вида подбора:

  • рекрутинг;
  • head-hunting, то есть охота за головами;
  • эксклюзивный поиск;
  • привлечение молодых специалистов.

Рассмотрим каждый подробнее.

Рекрутинг

Это метод массового подбора. Набирают работников низшего и среднего звена. Кандидаты уже в поиске работы, так что их количество — достаточное.

Head-hunting

Поиск сотрудникаПривлечение конкретного работника, как правило, обладающего особыми навыками. Он представляет ценность для компании, но также он ценится в организации, в которой уже работает. Поэтому задача «охотника за головами» — переманить такого ценного сотрудника. Предложить более высокую оплату не всегда достаточно. Надо сформировать у кандидата уверенность, что в новом месте он сможет вырасти как профессионал, принести большую пользу. Иногда «охота» открывается не на конкретного человека, а на «идеального кандидата». Специалист по подбору персонала должен найти такого работника, а затем предложить ему вакансию.

Эксклюзивный поиск

Это прямой поиск и привлечение руководителей или работников с редкой специализацией. Ведётся среди действующих топ-менеджеров компаний или среди свободных. Управленческие кадры ищут особенно тщательно.

Привлечение молодых специалистов

Такой вид набора называют Прелиминаринг — от англ. Preliminaring. Это приглашение на стажировку студентов старших курсов и выпускников вузов. Это довольно длительный, но достаточно надежный способ вырастить собственных работников высокого уровня с лояльностью к компании.

Все способы — разные. Они направлены на привлечение работников разного уровня. HR-менеджеру нужно совмещать в своей рекрутинговой деятельности их все.

Этапы подбора

Этапы подбора персоналаДо начала поиска нужно определить потребность работодателя в людях, сформировать перечень вакансий. Для каждой вакансии стоит составить потрет «идеального» кандидата, определив набор качеств и навыков.

Затем для привлечения кандидатов извне информация о вакансиях размещается на досках объявлений, в интернете, в службе занятости, кадровых агентствах. Каждая компания сама решает, где ей лучше искать кандидатов.

После размещения вакансий отдел кадров получает и рассматривает резюме, выбирает кандидатов, приглашает их для прохождения отбора. При успешном прохождении отборочных мероприятий с соискателями заключается трудовой договор.

Методики поиска и подбора персонала

Задача менеджера по управлению персоналом на этапе набора — определить лучших кандидатов. Для этого применяют разные методы. Первый отсев происходит на этапе сбора данных, просмотра резюме.

Несмотря на тенденции по запрету любой дискриминации, первичный отбор производится по очевидным признакам:

  • личные качества;
  • здоровье;
  • образование;
  • психологическое состояние;
  • карьерные амбиции.

Отбор персоналаСовокупность этих факторов формирует портрет кандидата, наиболее подходящего для занятия той или иной вакансии. Для каждого предприятия и должности важны разные характеристики. Для тяжелого производства это могут быть физические данные, для юридической конторы — образование, опыт работы, для стартапа — карьерные стремления и энтузиазм.

Опытный HR умеет читать стандартные резюме между строк, выделяя в них главное. Чтобы не проводить ненужных собеседований тестов, не отвлекать на них ресурсы компании, важно уже на этапе приема, а также оценки резюме отсеять неподходящих соискателей.

Когда претенденты предварительно отобраны по резюме, они проходят следующие этапы подбора персонала:

  1. Интервью — телефонное или при личной встрече. Проводится по заранее намеченному плану, занимает не более получаса. Бывает структурированным, то есть претенденту задают вопросы по списку. Может проходить в формате свободной беседы. Для работников высшего звена нередко устраивают ситуационные интервью — психологические тесты с несколькими вариантами ответов.
  2. Групповое собеседование. С соискателем разговаривают несколько интервьюеров, создавая напряженную ситуацию. Это позволяет оценить профессиональные и личные качества, умение принимать решения, вести себя в нестандартных ситуациях.
  3. Ассесмент-центр. Это особый вид проверки, сочетающий методики группового интервью и тестирования. Претенденту предлагается рабочая ситуация, в которой он должен показать себя. За ним наблюдают оценщики (ассесоры) и оценивают его действия по системе нормативов.
  4. Тестирование. Кандидату предлагают пройти психологические тесты. Они необходимы для определения личных качеств, возможности претендента влиться в коллектив, стать его лидером. Тестирование проводит профессиональный психолог. Оно не должно быть обязательным, кандидат вправе отказаться от него.
  5. Профессиональное тестирование и проверка умений. Проводится для определения уровня подготовки, навыков, опыта. Необходимо, чтобы выявить претендентов, не соответствующих позиции. В тестировании участвует непосредственный руководитель претендента.

Это основные методы подбора персонала. В каждой организации этапы и способы — свои. Где-то ограничиваются интервью, в других компаниях применяют все возможные проверки — одну за другой. Можно использовать только некоторые из перечисленных.

ИнтервьюЕсть нетрадиционные методики. На разных этапах процесса подбора и отбора персонала применяют:

  • проверку на детекторе лжи;
  • компьютерную диагностику;
  • графологию;
  • оценку специфических критериев, например, голоса;
  • иные методы проверки.

Все перечисленные способы не могут быть самостоятельными и единственными методами отбора. Они дополняют базовые способы. Их проводят сотрудники или эксперты, имеющие соответствующую подготовку, а также владеющими технологией в полном объеме. Они не могут быть поводом для отказа.

Грамотно разработанный план набора позволяет быстро закрыть вакансии, включить новых работников в коллектив. Такой работой занимается HR-подразделение. При большом наборе, открытии нового направления работы, проблемах с персоналом имеет смысл обратиться в профессиональное кадровое агентство, предлагающее услуги подбора работников для заказчиков.

Смотрите также
  • 19/02/2020 Оценка персонала
  • 28/02/2020 Кто такой HR-менеджер
  • 31/01/2020 Рекрутинг